вторник, 17 января 2017 г.

К вопросу о демотивации, или Почему уходят лучшие

Начало


Ведение кадрового учёта
В организации, о которой пойдёт речь, кадровый учёт, можно сказать, не вёлся вообще: два раза в неделю на полдня приходила, точнее, прибегала заполошная тётка с соседнего завода и пыталась за отпущенное ей совместительством время сделать хоть что-то. Мешали ей в этом благородном стремлении работники организации, которые не менее заполошно совали ей под нос свои скопившиеся за время её отсутствия заявления. В общем, всё это напоминало некий вихрь, и в этом вихре терялись заявления, приказы, копии личных документов и др.

Когда же тётенька-кадровик стала забирать кадровые документы домой, чтобы успевать заполнять их, терпение директора лопнуло. Решено было искать специалиста на основную работу. И тогда в организации появилась я.

«Наследство», оставленное предшественницей, представляло собой груду хаотично сваленных на столе бумажек. Она просто передвинула их ко мне и сказала: «Вот, тут всё, посмотрите потом». И унеслась…


Тернистый пусть становления


Восстановление кадрового учётаТак началась моя работа по восстановлению, распутыванию, расследованию… Интересный опыт, захватывающий, бросающий вызов мне как специалисту. «Проект штатного расписания», как гордо поименовала его директор, представлял собой мятый листок формата А4, на котором карандашом были начерчены многочисленные стрелки, сопровождающиеся практически нечитаемыми надписями.   

Попытавшись прояснить значение этих стрелок у директора, я услышала нетерпеливое: «Ну это значит, что вот этот у нас переводится сюда, этот – сюда, а вот эти – туда».

Сейчас уже не вспомню, сколько дней я потратила на восстановление, а вернее, на подготовку штатного расписания. Не только существующего на данный момент, но и на историю всех его изменений. Анализ кадровых документов, беседа с работниками организации… Что вы хотите – стадия зарождения и бурного роста – не до бумажек. Так и работали два года. Теперь пришла пора регламентации. И это была следующая стадия моей деятельности.

После того, как всё имеющееся было приведено в более-менее приличный вид, настала очередь работы над бизнес-процессами кадрового учёта. Выделить, описать, регламентировать, внедрить, и, пожалуй, самое трудное – добиться, чтобы работники выполняли требования. Если учесть, что под работниками я подразумеваю и административную верхушку, включая директора, сами понимаете – задача весьма непростая.

Было всякое – и заявления под дверь просовывали, не желая подчиняться новым порядкам, и директору бегали жаловаться, и оскорблять пытались на собраниях… Основной мотив: «Что – самая умная, что ли? Пришла тут…» Ну, я думаю, прошедшие через такое же меня поймут. Пожалуй, самые главные навыки, которые я отточила в этот период, - это дипломатия и настойчивость, умение сглаживать конфликты и умение добиваться своего. Как говорится, «мягко, но твёрдо она шла к своей цели».

Результат, которым могу гордиться


Порядок в документах в организации
Прошло три года. За это время:
  • было разработано более 150 форм кадровых документов;
  • заведены необходимые журналы учёта;
  • номенклатура дел кадровой службы включала более 40 наименований;
  • были устранены ошибки в оформлении совмещения и совместительства, режима рабочего времени и многого другого;
  • разработаны положения о структурных подразделениях и должностные инструкции и т.д.


Что касается отношений с коллективом, на общем собрании я была избрана в члены Совета Центра – коллегиального органа управления организацией. Признав мой авторитет, работники шли за советом, руководители структурных подразделений получали подробные консультации по вопросам трудовых отношений. За это время по поручению директора в рамках обучения были проведены семинары на самые различные темы: «Учёт рабочего времени», «Дисциплинарные взыскания», «Совмещение и совместительство», «Подготовка графика отпусков» и др.

В общем, я создала свой «идеальный мир», в котором крепко держала в руках бразды правления. Здесь уже основной задачей было поддерживать это всё в рабочем состоянии, что, учитывая «бурлящий» характер функционирования организации, было совсем непросто. Можно сказать, что мой «идеальный мир» был островком в этом бурлящем море, и нередко волны окружающего хаоса пытались его захлестнуть.

Проверку не прошла


И вот – большая проверка организации. Проверяли, как говорится, по всем фронтам: выполнение муниципального заказа, ведение финансово-хозяйственной деятельности, соблюдение трудового законодательства и пр. Замечания получили все, кроме меня. Повод для радости и гордости, скажете вы?  Так думала и я – в первую минуту после объявления результатов. А потом началось странное…

Директор довольно сухо отнеслась к моим успехам. Я списала это на счёт усталости от подготовки к проверке, самой проверки, оглашения результатов (надо признаться, весьма неутешительных для организации в целом). Но затем на совещании директор преподнесла это таким образом: проверяющие вели себя ужасно, придирались к «девочкам», всем были недовольны, и только отдел кадров у нас (сухой кивок в мою сторону) отличился. «Ну, тут, собственно, ничего другого ожидать было нельзя», - сказала директор, и прозвучало это как обвинение в предательстве.

Оценка персонала в организацииКак в фильме «Розыгрыш»: весь класс пытался уверить учительницу, что она не предупреждала о контрольной, и нашлась одна особа, которая не стала врать и, по мнению одноклассников, всех «заложила». То есть если бы замечания были у всех, то это проверяющие плохие – придираются, а когда говорят: ну вот же, отдел кадров может у вас нормально работать – то это упрёк остальным.

Затем по итогам проверки всем руководителям отделов и заместителям директора выписали премию. Зависимость от результатов проверки была прямо противоположная: к кому больше всех замечаний, тому и премия больше. Мне, соответственно, выписали меньше всех. Аргумент такой: они, бедняжки, так много усилий прилагали, а к ним так придирались, и теперь им столько придётся исправлять! Ну а у вас, Татьяна Алексеевна, всё и так идёт по накатанной, чего вам стараться?



И в этот момент я поняла, что больше не хочу работать с этим директором. Как вы считаете, права ли я, и как бы вы поступили на моём месте?

©Татьяна Самородских, 2017



Читайте также:


1 комментарий:

Unknown комментирует...

Правы на 100%. Вам плюнули в душу.