воскресенье, 12 февраля 2017 г.

Требования к рабочим местам, оборудованным ПЭВМ

Требования к помещениям с ПЭВМ


Оно действующее, в нём лишь приложение 3 утратило силу с 01 января 2017 года в связи с принятием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. № 81 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Санитарные правила, закреплённые в Постановлении № 118, действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и условиям труда.

Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться производственный контроль за соблюдением этих Санитарных правил.

Рабочие места с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям данных Санитарных правил.

Не вдаваясь во всякие физико-химические тонкости, я выбрала наиболее интересные и понятные любому работнику требования. Проверьте, на ваших рабочих местах соблюдены эти требования?

Требования к помещениям

    Площадь одного рабочего места с персональным компьютером
  • · Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.
  •    Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
  •        Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с видеодисплейным терминалом (ВДТ) на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 кв.м, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 кв.м.


Требования к микроклимату

  • ·     В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.


Требования к уровням шума и вибрации

  • ·     Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.


Требования к освещению

  • ·     Рабочие столы следует размещать таким образом,
    Правильное освещение при работе за компьютером
    чтобы ВДТ были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.
  •     Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).
  •       Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.



Общие требования к организации рабочих мест

    Как расположить рабочие места в офисе
  • ·   При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
  •         Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
  •          Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.
  •        Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
  •      Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
  •      Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.


Требования к организации и оборудованию рабочих мест для взрослых пользователей

  • ·      Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.
  •       Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.
  •     Рабочее место пользователя ПЭВМ следует оборудовать
    Санитарные нормативы рабочего места
    подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.
  •      Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.


Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ

    Работа беременных за компьютером
  • · Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
  •       Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3 часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных Санитарными правилами.


Вот чего мне всегда не хватало, где бы я ни работала, - это подставки для ног! А она, оказывается, положена по Санитарным правилам!

Кроме того, для кадровиков эти правила полезны, когда они отстаивают своё право сидеть в просторном кабинете: на одно рабочее место с плоским экраном - норма 4,5 кв. м., если их в кабинете двое, это уже 9 м, плюс площадь для шкафов с документами и для посетителей!

Кроме требований к условиям труда на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ, в Постановлении № 118 есть ряд рекомендуемых приложений с комплексами упражнений:

Упражнения для работы за компьютером

  • · для глаз – 3 варианта;
  •  физкультурных минуток общего воздействия – 4 варианта;
  •  физкультминуток для улучшения мозгового кровообращения – 4 варианта;
  •   физкультминуток для снятия утомления с плечевого пояса и рук – 4 варианта;
  •   физкультминуток для снятия утомления с туловища и ног – 4 варианта;
  •   физкультурных пауз – 3 варианта;
  •    профилактическая гимнастика для дошкольников.
Упражнения простые, но эффективные. Я теперь пользуюсь ими, работая за компьютером. Очень помогает!

©Татьяна Самородских, 2017

Вариант статьи на Клерк.ру


  • О других требованиях к помещениям, связанным с безопасностью информации в кадровой службе, см. здесь

2 комментария:

Unknown комментирует...

Вот, только один вопрос. Как это воплотить в жизнь? Где вы встречали такое счастье. В некоторых конторах компьютеры стоят дореволюционные. Простой гражданин может позволить себе купить более мощный компьютер, а контора не может позволить себе это, нет денег! Ладно, если ещё посылают на медосмотр, но тоже под вопросом, нужно платить, а кто будет платить Я?
А сели честно, то всех работников конторы нужно отправлять на медосмотр. Потому что все работают за компьютером, и сколько ты просидел за ним одному Богу известно. К стати, уважаемые не забывайте про профессиональную болезнь машинисток, вам отпуск не увеличат, как это положено машинисткам (если конечно справочник не отменили).

Татьяна Самородских комментирует...

Я встречала соблюдение требований охраны труда на промышленном предприятии. Там всё соблюдалось: и освещённость, и площадь, и мебель была эргономичная, разработанная специалистами отдела НОТ ещё в 70-80 годы. НО! Всё это было до вхождения персональных компьютеров в жизнь специалистов!
То есть компьютеры там были, но старые, огромные, которые занимали целые комнаты, с перфолентами и перфокартами. И там тоже всё соблюдалось: и площадь, и вентиляция и т.д.
Беда случилась, когда стали оснащать именно ПЭВМ. Я конкретно застала этот момент, причём выглядел он достаточно комично: денег на то, чтобы каждого специалиста отдела обеспечить ПЭВМ, не было, поэтому сначала закупили три штуки (в комнате сидело 10 или 11 человек).
Это повлекло за собой такие проблемы: работать на компьютере приходилось каждому понемногу. Разработали график. То есть получилось, что у каждого специалиста остался его простой рабочий стол (письменный) плюс добавились три рабочих места с компьютером. И вот никак не могли мы их вписать в кабинет! На заводе существовало архитектурно-планировочное бюро, пришлось обратиться туда.
Специалисты этого бюро долго думали, прикидывали и так и эдак, в результате принесли нам чертёж - схему размещения всех рабочих мест с учётом всевозможных требований. Как сейчас помню, жаль, нельзя нарисовать: несколько столов по периметру кабинета, а остальные - в центре в виде цветка, то есть сдвинутые одним углом друг к другу в центр. Онемев, мы стояли над этой схемой, а женщина - специалист бюро - обиженно защищала свой проект: "Ну никак по-другому не получается, слишком сложный у вас случай!"